Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Блог директора МБОУ "СОШ №1" г.Губкинский, ЯНАО

Малюгиной Елены Викторовны

"Каникулярная школа" как способ выявления и развития талантливых детей

 

"Каникулярная школа" как способ выявления и развития талантливых детей

 

Малюгина Е.В., директор МБОУ "СОШ № 1",

Уразаева М.Н., заместитель директора

по МР МБОУ "СОШ № 1" 

Сегодня социуму нужны не просто всезнайки, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Стремительно развивающееся информационное общество запрашивает выпускника мобильного, инновационно-мыслящего, способного эффективно работать в команде и самостоятельно. Таким образом, современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи. Именно поэтому проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение.
Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому перед школой встают вопросы: «Чему и как учить?», «Как способствовать оптимальному развитию одаренных детей?»
Особенно остро эти вопросы стоят в обычной общеобразовательной школе, где нет классов с углубленным изучением предметов, лицейских или гимназических классов. Где в каждом классе обучается более 20 человек с разным уровнем подготовки. Таким образом, на уроках, проходя базовую подготовку по предмету, учащиеся не всегда имеют возможности для расширения и углубления знаний. У учителя нет условий, у ученика – соответствующих возможностей. 
В обслуживаемом школой микрорайоне отсутствуют какие-либо социально-культурные учреждения, спортивно-оздоровительные комплексы. В связи с этим школа максимально предоставляет условия дл получения дополнительного образования и творческого развития учащимся через кружковую деятельность, спортивные секции (всего кружки и секции посещают 316 учащихся школы, что составляет 98,7%, из них занимаются в школьных кружках 257 учащихся – 80%), а также через взаимодействие с организациями-партнерами.
Наша школа многонациональна.  Состав обучающихся нашей школы в 2013-2014 учебном году представлен 24 национальностями. Основу составляют обучающиеся русской национальности – 61 %, украинцы- 6%, татары- 9%, другие-24%. Есть дети, испытывающие трудности в преодолении языкового барьера. Указанные выше особенности отчасти объясняются социальными позициями родителей учащихся: 51% родителей заняты в производственной сфере(околом 30% -вахтовым методом), 45% - в социальной. Таким образом, обязанности воспитания переложены на школу. Ориентации родителей на то, каким они хотят видеть своего ребенка по окончанию школы крайне противоречивы, не всегда четко сформулированы, но большинство родителей ориентированы на занятость детей в школе («чтобы не болтался, не сидел за компьютером»). Качественная обученность в школе за последние три года составляет 47%. Обучающихся, успевающих на «отлично», в параллелях 2-4 классы 9,1% от числа аттестованных, в параллелях 5-9 классы - 6,7% от общего числа аттестованных обучающихся. Достаточный уровень образовательных услуг, предоставляемых школой в настоящее время, открытость школы для окружающих позволяет позиционировать школу, как «Открытая школа». Поэтому в школе создаются условия для проявления талантов обучающихся в разных направлениях деятельности в рамках реализации программы «Одаренный ребенок».
Одним из способов решения данной проблемы в нашей ОО является реализация каникулярной школы «Умные каникулы», в которую вовлечены обучающиеся 2-10 классов.
Идея работы каникулярной школы заключается в том, что по результатам школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников (с учетом предварительной психодиагностики интеллектуального развития обучающихся и определения зон ближайшего развития того или иного ученика) создается коллектив «олимпийцев». В школе основного и среднего уровня обучения ребята разбиваются на разновозрастные группы (5-6 классы, 7-8, 9-10 классы) и активно занимаются по предметам в каникулярное время в течение двух дней.
Фамилии детей согласуются между педагогами математики и русского языка, биологии, физики и химии, английского языка с учетом пожелания самих детей.
В начальной школе группы обучающихся формируются на основе психодиагностических результатов, предоставленных педагогами-психологами школы. На этом этапе идет активная подготовка команды школы к участию в городском Интеллектуальном марафоне младших школьников. Динамические показатели такой работы можно представить следующим образом:  

Учебный год
Кол-во участников
Кол-во призовых мест
Доля призовых мест (%)
2013-2014
41
1
2%
2014-2015
41
3
7%
2015-2016
42
5
12%
2016-2017
44
4
9%

Творческие группы педагогов разрабатывают задания.
Работа каникулярной школы нацелена на формирование компетенций по таким предметам, как: 1) математика, 2) русский язык и литература, 3) предметы естественнонаучного цикла, 3) английский язык. На занятиях происходит «погружение в предмет», которое предполагает углубленное или расширенное освоение материала. Мероприятия в рамках «Умных каникул» организуются по следующей схеме: 1-ое занятие - мастер-класс по решению олимпиадных заданий, 2-ое занятие - тренинг по решению олимпиадных заданий, 3-е занятие - игровое.  Изучаемые темы выходят за рамки базового уровня, имеют более расширенный и углубленный характер, и освещаются посредством таких видов деятельности как: лекции по наиболее сложным теоретическим материалам, работа с текстом, решение олимпиадных задач, работа с тренажерами, игры, турниры, ринги по предметам и т.д.
И предполагает использование принципов обучения одаренных детей:
 
Система предполагает и различные формы работы: 
групповые занятия;
мастер-классы;
индивидуальные консультации с учащимися;
дистанционное обучение;
игровые формы.
 
При этом не все участники каникулярной школы могут достигнут высоких результатов в олимпиадном и конкурсном движении, но подобные формы работы с обучающимися, несомненно, будут способствовать их адаптации в обществе, повышению мотивации к обучению и достижению новых качественных результатов в обучении.
В данном случае каникулярная школа может стать "образовательной пробой",  направленной на 1) создание условий для приобретения опыта выбора обучающимися школы )особенно подростками) направлений индивидуальной работы и способов учебной деятельности; 2) опережающую работу по подготовке учащегося к освоению видов деятельности, которые будут для него ведущими, когда он выберет то или иное направление своей образовательной деятельности по окончании основной школы; 3) формирование индивидуального образовательного опыта относительно того или иного профиля обучения в будущем.
Спецификой организации деятельности детей в каникулярное является продолжение реализации целей, задач, структуры учебно-воспитательной работы, проводимой в течение учебного года в школе. Таким образом, в период каникул социокультурное пространство школы не прекращает свое функционирование. Вместе с тем, обстановка работы в каникулярной школе существенно отличается от тех условий, которые характерны для организации учебно-воспитательного процесса в учебное время. В первую очередь это связано с отсутствием строгой регламентации деятельности и представлением ребенку более широкого спектра возможностей самореализации, свободного проявления интеллектуальной инициативы. "На смену "субъект-объектной" логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества, когда учитель и ученик не противостоят друг другу, а выступают друг для друга как партнеры совместного развития. Учащийся становится субъектом своего собственного развития, рассматривается как самоценная личность; соответственно меняется и критерий ценности учителя - он ценится не за то, что больше знает, а за то, что умеет организовать процесс саморазвития учащегося и себя самого " [2].
Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по индивидуальной учебной программе и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления. Именно эти показатели являются основой для разработки индивидуальных учебных программ.
Таким образом, данная система работы позволила выйти на более качественную подготовку участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников 

Учебный год
Кол-во участников
Кол-во призеров и победителей
Доля победителей и призеров (%)
2013-2014
83
4
4,8%
2014-2015
75
5
6,7%
2015-2016
48
10
20,8%
2016-2017
63
15
23,8%

Важнейшими условиями развития исследовательской (творческой) активности детей с общей одаренностью является обогащенная развивающая среда, отвечающая особым познавательным потребностям и возможностям одаренных детей, их личностным особенностям, а также признание ценности творчества взрослыми. Поэтому работа в каникулярной школе является "стартовым" не только в подготовке к олимпиадам и конкурсам, но и для определения обучающихся, готовых заниматься исследовательской деятельностью в школе.
В связи с введением ФГОС НОО и ООО исследовательская деятельность учащихся должна стать одним из показателей как личностных, так и метапредметных результатов. В школе прослеживается тенденция увеличения интереса учащихся к научной и исследовательской работе. Такой интерес способствует организованности, накоплению знаний учащихся, а также приобретению навыков работы с конкретным материалом.
Динамику развития исследовательской деятельности в школе такова: 

уровень
2012-2013 уч.год
2013 - 2014 уч.год
2014 - 2015 уч.год
2015-2016
участники
Призеры, лауреаты
участники
Призеры, лауреаты
участники
Призеры, лауреаты
участники
Призеры, лауреаты
Школьный
 
 
16
6
18
8
10
7
Муниципальный
5
4
4
4
8
7
10
7
Окружной
1
-
1
1
15
1
7
5+ путевка в Артек
Всероссийский
2
1
1
1
1
1
1
1

 
Реализация ФГОС открывает новые возможности работы с обучающимися, где интеллектуальное развитие может быть успешно реализовано на всех уровнях образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности. Представленный опыт работы позволяет систематизировать работу школы в направлениях развития талантливости и одаренности. Кроме этого у образовательного учреждения появляются новые возможности организации образовательной среды.

 

Список литературы

1. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. М., Вербум-М, 2001.

2. Панов В. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие / Педагогика – 2001 №4. https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.soido.ru%2Fru_6.doc&name=ru_6.doc&lang=ru&c=58d8d4ac9eea

3. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК,

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"